Версия сайта для слабовидящих
Профилактика суицида - БУ ХМАО-Югры "Лангепасская городская больница"
Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Электронная почта: Lhospital@gblangepas.ru
628672, Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Лангепас, ул.Ленина 13/1, помещение 1

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Лангепасская городская больница"

Профилактика суицида

Четверг,  14  Сентябрь  2017

Последние годы отмечается значительный рост суицидов и суицидальных попыток, что свидетельствует об ухудшении психического здоровья населения.

По данным  суицид, как причина смерти, удерживается на четвертом месте, но реальное их количество учесть крайне тяжело. В настоящее время тяжелая социально-экономическая ситуация способствует усилению социально-психической дезадаптации и формированию аутоагрессивных тенденций. В любом обществе в периоды социального напряжения создаются предпосылки для возникновения различных форм отклоняющегося поведения, включая суицидальное.
В чем же актуальность проблемы самоубийства? Почему люди кончают жизнь самоубийством? Что может толкнуть их на то, чтобы поднять руку на самого себя? Что приводит человека, всегда стремящегося к жизни, к самоубийству?
Вообще говоря, можно дать грубое, формальное определение данному явлению: суицид это есть самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Но  заинтересовать должен не сам процесс, а его предпосылки, факторы риска.
До начала полового созревания суициды редки, а среди детей в основном у 12-14-летних, их частота в мире составляет в среднем 0,59 на 100 000 (0,8 у мальчиков и 0, 39 у девочек). В России частота суицидов среди детей 5-14 лет колеблется от 3,2 до 3,9 на 100 000 лиц соответствующей возрастной группы. После полового созревания и до взрослого возраста частота суицидального поведения нарастает, возможно вследствие начала и роста депрессии и рискованного поведения, в том числе злоупотребления психоактивными веществами. Рост суицидальных намерений связывают также с социально-когнитивным развитием, приводящим к тому, что источники несчастья чаще находят не вовне, а внутри себя; этот сдвиг к внутренним атрибуциям приводит к росту самообвинения при межличностных стрессах, и у некоторых подростков завершается суицидальным поведением . Суицидальные попытки также редки до начала полового созревания, и частота их нарастает в подростковом возрасте, однако в отличие от завершенных суицидов, суицидальные попытки достигают пика в 16-18 лет, а затем их частота значительно снижается, особенно у девушек. Межполовые различия в частоте суицидов с возрастом резко нарастают.
Психические и поведенческие расстройства. Установлено, что около 90% подростков с суицидальным поведением страдают психическими расстройствами; чаще всего встречаются депрессивные (49-64%), тревожные и поведенческие расстройства, а также злоупотребление психоактивными веществами - алкоголем и наркотиками. Коморбидность значительно увеличивает риск суицидального поведения подростков, особенно при сочетании аффективных и деструктивных расстройств со злоупотреблением психоактивными веществами; предполагается, что это связано с тяжелыми когнитивными нарушениями. Частота психических расстройств среди суицидентов младше 15 лет существенно ниже – около 50%; в этой возрастной группе преобладают аффективные расстройства, которые вместе с плохим социальным приспособлением являются важнейшим предиктором в детском возрасте.
Когнитивные и личностные факторы. Важную роль при суициде играет безнадежность, при которой трудно поверить, что помимо суицида есть другие способы решения жизненных проблем, утрачена мотивация и ожидания негативны, однако связанный с этим риск ограничен временем депрессивного эпизода. Могут иметь значение плохие способности к решению межличностных проблем, общие когнитивные ошибки, дизадаптивные когнитивные процессы, такие как катастрофизация, персонализация, избирательная абстракция и сверхгенерализация, а также низкая самооценка, агрессивность и импульсивность. В рамках психоаналитической концепции, предполагается, что глубокие проблемы межличностных отношений с раннего детства ведут к нарушениям формирования привязанности, идентичности, размытости телесных границ «Я», что, в свою очередь, нарушает потребность в заботе о другом – факторе, предохраняющем от суицидального поведения. Признанными предикторами суицидального поведения являются ощущение себя в ловушке, чувство поражения, недостаток причастности и ощущение себя бременем; появляются данные о роли перфекционизма и самокритики.
Семейные факторы. Суицидальное поведение подростков связано с психическими расстройствами родителей - депрессией и злоупотреблением психоактивных веществ. Жертвы суицида чаще выходят не из сохранных семей, однако после учета психических расстройств у родителей этот фактор теряет свое значение. Конфликты с родителями – ключевой фактор суицидов в детском возрасте, как и раздоры в семье; детям трудно отделить свои чувства и действия от родительских, поэтому при выражении негативных эмоций в семье они часто чувствуют вину, изоляцию и переживают саморазрушительные фантазии, особенно при сильной напряженности и нестабильности. Детям из таких семей трудно адаптироваться к семейным стрессам, и они могут реагировать импульсивно. В подростковом возрасте нарушенные отношения с обоими родителями также создают риск суицида, хотя это отчасти обусловлено психиатрическими нарушениями. Имеются веские доказательства, что суицидальное поведение имеет семейную, возможно генетическую, природу; эта предрасположенность передается независимо от психических расстройств и может быть связана с импульсивной агрессивностью. Суицид в семье выявлен примерно в 10% случаях детских и подростковых суицидов; он связан с повышенным риском и ранним началом суицидального поведения ; наследуемость завершенного суицида составляет 43%.
Негативные события жизни и социальные факторы. Существенное значение имеет раннее и хроническое неблагополучие: плохое обращение, потеря близких, переезды, издевательство, дисциплинарные кризисы и проблемы с законом. Особенно высокий риск связан с побегами из дома, бездомностью и лишением свободы. В развитых странах среди суицидентов младше 15 лет от 1/5 до 1/4 контактировали с учреждениями социальной защиты. Риск, связанный с переездами (сменой места жительства), не зависит от других факторов и носит дозозависимый характер: при 3-5 переездах вероятность суицида возрастает в 2,3 раза. В детском возрастом кристаллизующим фактором бывает конфликт с родителем, а в подростковом – разрыв романтических отношений. Физическое и особенно сексуальное насилие над ребенком, а также насилие в семье являются существенным фактором риска.
Школа и сообщество. Проблемы в школе и незанятость работой или учебой создают риск завершенного суицида, а отчисление из учебного заведения значительно увеличивает риск суицидальной попытки. Существенное значение имеет издевательство сверстников (буллинг), причем вероятность суицида особенно высока у тех, кто бывает и жертвой и обидчиком. Новая форма издевательства - кибер-буллинг – осуществляется через современные средства связи: электронную почту, социальные сети в Интернете и мобильные телефоны, ее крайние формы приводили к самоубийствам подростков.
Другие факторы риска. При нетрадиционной сексуальной ориентации вероятность суицидального поведения возрастала в два раза, а при негативной реакции семьи - в 8 раз. Кроме того, суицидальное поведение связано с дисрегуляцией серотонина, которая может приводить к импульсивности и агрессии. Имеет значение доступность средств совершения суицида, особенно при импульсивных суицидальных попытках детей младше 15 лет. Во многих странах установлено прямое воздействие средств массовой информации – сообщений о суицидальном поведении и его изображении; это влияние особенно велико в отношении завершенных суицидов несовершеннолетних. Интернет также предоставляет информацию о способах совершения суицида – прямо или косвенно. Существенным фактором суицидального поведения подростков и молодых взрослых является подражание.
Таким образом, суицид в подростковом возрасте является завершающим звеном сложного процесса, имеющего свою динамику и этапность и обусловленного множеством генетических, биологических, психиатрических, психологических, социальных и культурных факторов. Часть из них имеет универсальный характер, а другие – более специфическое значение. Учитывая существенные различия в распространенности и характере суицидального поведения подростков в разных странах мира и в различных регионах Российской Федерации, можно предполагать, что будет отчасти различаться и роль факторов риска и защиты.
Суицидальное поведение формируется длительно, воздействие ряда факторов приводят индивидуума к реализации замысла. Cовременные теории объясняют суицид на основе диатеза-стресса: биологическая (дисбаланс серотонина), личностная (перфекционизм, импульсивность) и когнитивная (нарушено решение социальных проблем) предрасположенность в сочетании с негативными событиями жизни (раннее и текущее неблагополучие, психические расстройства) увеличивают риск саморазрушительного поведения в течение жизни. Зная обстоятельства, способствующие и препятствующие развитию суицидального процесса, мы получаем доступ к формированию системы профилактики суицидов. Здесь важно различать факторы, связанные с суицидальными замыслами (чувство поражения и ощущение себя в ловушке), и факторы, способствующие тому, что эти замыслы перейдут в реальное суицидальное поведение (импульсивность, воздействие самоповреждения у других людей). Знание факторов суицидального поведения и их роли в динамике суицидального процесса дает возможность дифференцированного подхода к профилактике самоубийств.

Возврат к списку



Электронная почта: Lhospital@gblangepas.ru
628672, Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Лангепас, ул.Ленина 13/1, помещение 1