Версия сайта для слабовидящих
Причины и последствия детской агрессии - БУ ХМАО-Югры "Лангепасская городская больница"
Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Электронная почта: Lhospital@gblangepas.ru
628672, Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Лангепас, ул.Ленина 13/1, помещение 1

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Лангепасская городская больница"

Причины и последствия детской агрессии

Причины и последствия детской агрессии

Пятница,  20  Февраль  2015

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или неодушевленному предмету.

Существует прямая и косвенная агрессия, между которыми социальные психологи делают различие.

Косвенная (непрямая)  агрессия ставит своей целью причинить вред без явного конфликта лицом к лицу, примером такой косвенной агрессии являются сплетни.

Прямая агрессия - это поведение, которое ставит своей целью причинить кому-нибудь вред «в лицо». Она может быть либо физической – удары ногами или руками, толчки, щипки, или вербальной -  выражение негативных чувств,  оскорбление, ругань, угрозы.

Видом агрессии является раздражение - готовность к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении.

Насколько Вы сами готовы проявить агрессию?

Прочитайте внимательно следующие вопросы.

  1. Как вы реагируете, если кто-нибудь опаздывает на встречу с вами?
  2. Что вы делаете, если кто-нибудь из окружающих оклеветал вас?
  3. Как вы поступаете, если кто-то распространяет вокруг себя невыносимый запах или вы вынуждены вести длительную беседу с человеком, у которого очень плохо пахнет изо рта?
  4. Что вы чувствуете, если к вам отнеслись несправедливо или предпочли вам другого человека?
  5. Что вы чувствуете, когда замечаете, что вас обманывают?
  6. Что вы чувствуете, если вас сильно толкнули в общественной месте?

Ответьте сами себе – в этих ситуациях Вы промолчите или отреагируете? Как отреагируете? Тип агрессивного реагирования формируется с детства и зависит от врождённого темперамента, воспитания и влияния социума.

За агрессивным поведением детей могут стоять разные мотивы – желание оказывать влияние на других людей, создавать впечатление «крутого парня или девчонки», демонстрировать превосходство над другими или просто освободиться от неприятных чувств, напряжения.

Существует три типа агрессивного реагирования:

Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы. Способность создавать и сохранять отношения, решить жизненные задачи, формировать свою точку зрения.

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба, обесценивание, разрушительная активность относительно самого себя и других.

Дефицитарная агрессия – отсутствие активности, пассивность, уход в себя, безучастность, избегание соперничества и конструктивного спора.

Какую форму агрессивного реагирования демонстрирует ребёнок, зависит от возраста, типа нервной системы (темперамента) и воспитания, которое формирует характер ребёнка, его отношение к миру, окружающим людям, его ответственность за выбор своих действий и их последствия, а также какую форму агрессивного реагирования предпочитают сами родители по отношению к ребёнку и к окружающему миру.

Для чего же «нужна» агрессия?

Существует старая притча о змее…

…«Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями…»

Итак, агрессивное поведение – это одна стратегий направленных на выживание, полезная в некоторых ситуациях, но не в большинстве из них, часто  бывая ошибочным и несовершенным средством достижения цели.

Так для чего же нужна  агрессия? Во-первых, чтобы справиться с чувством раздражения, во-вторых, получить материальное или социальное вознаграждение,  в третьих, защитить  себя или членов своей группы. Агрессия - это колоссальная энергия, как огонь, которая может согреть, а может обжечь  или сжечь дотла.

Одной из самых значительных теорий агрессии является теория социального научения, разработанная Альбертом Бандурой, согласно этой теории агрессии дети обучаются в  результате научения посредством прямого вознаграждения (отец покупает сыну мороженое за участие в драке) или посредством наблюдения за другими людьми, которые получают вознаграждение за агрессивность (герои кинофильмов, компьютерных игр). Однако, в большинстве случаев, так называемые «агрессивные» дети, не будучи бессердечными и психопатами, на самом деле боятся подвергнуться атаке со стороны окружающих. Эти маленькие агрессоры характеризуются  двумя основными чертами – тенденцией быть сверх-эмоциональными и тенденцией полагать, что другие им угрожают. Враждебно настроенные дети склонны рассматривать и выбирать агрессивное поведение на ситуации, которые другие дети просто игнорируют.

Исследования показали, что дети, чувствующие себя в психологической  безопасности, менее склонны обращать внимание, если другой ребенок сталкивается с ними в игре, они склонны истолковывать эту ситуацию как случайную или двусмысленную, более склонны рассматривать мирное решение, в отличие от «беззащитного» ребёнка, который склонен рассматривать ситуацию столкновения как попытку намеренно толкнуть его, он склонен рассматривать агрессивное решение, как ответный удар или возмездие другим путём.    

Почему же одни дети чувствуют себя защищёнными, а другие нет?  Ответ на это вопрос нужно искать в защищённости самой семьи,  из которой  вышел ребёнок, в семейном воспитании, в отношении семьи к агрессивным стратегиям поведения. Если в семье растет ребёнок с агрессивными формами поведения,  необходимо обучить родителей принципам изменения своего  собственного поведения, искусству распознавать, каким способом они поощряют и закрепляют в ребёнке агрессивное поведение, побудить их начать вознаграждать ребёнка за более приемлемые, альтернативные формы  поведения.

В качестве профилактики агрессивного поведения необходимо формировать  в ребёнке эмоциональный  интеллект, который включает в себя развитие такого чувства, как эмпатия.  Что же такое эмпатия?

Если подобно большинству людей вы не получаете удовольствия, наблюдая как кто то другой испытывает боль и страдания, то вам вероятно свойственно чувство эмпатии – способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку. Люди обладающие развитым чувством эмпатии, те кто ставит себя на место других, более вероятно будут испытывать чувство вины, причиняя кому – либо вред, в отличие от  людей с психопатическим складом характера, у которых снижено чувство эмпатии и причиняя вред другим, они испытываю наименьшее раскаяние.

Как формируется способность к эмпатии, то есть к сопереживанию?  Во-первых, это эффективное сочетание в воспитании ребёнка строгости и доброты, во-вторых, вы принимаете и любите ребёнка таким, какой есть и в то же время ясно и последовательно даете понять, каких поступков от него вы ждёте – этот подход дает ребенку чувство защищённости. В-третьих, создаете ситуации, при которых ребенок чувствует себя нужным, полезным и значимым для семьи, общества, что создает положительное самовосприятие. В-четвертых, учите ребенка привлекать к себе внимание приемлемым поведением, если родители замечают ребёнка, когда он себя плохо ведёт и фон их общения становиться больше негативным, состоит из одергиваний, замечаний, подковырок, иронии, то рано или поздно у ребенка формируется стойкий негативизм, привычка привлекать к себе внимание плохим поведением, а также привычная негативная реакция на любые требования родителей. В-пятых, позаботьтесь о себе, что бы у вас были силы быть хорошим родителем, находите занятия, которые будут восстанавливать вас – например, спорт, хобби, социальная активность, тем самым вы будете подавать хороший пример детям, проявляя активную жизненную позицию. Учитесь справляться с собственным раздражением и гневом, не подавляя при этом эти чувства и не испытывая чувство вины. Дети впитывают как губка наши собственные неконструктивные формы реагирования на жизненные ситуации и используют их в своей жизни.

В–шестых, говорите с детьми о своих чувствах,  давайте им пример сопереживания кому-либо, помогите вместе с ребёнком брошенному животному, одинокому человеку, учите ребёнка заботиться о ком-либо, справляться с жизненными трудностями, приучайте к бытовым делам.

И в заключение, запомните, что подавленные чувства накапливаются и могут перерасти в соматические заболевания, а выраженные эмоции рассеиваются.  Как правило, более агрессивные дети реже болеют, они на «полную катушку» выражают свои эмоции. Вопрос в том, как проявлять свои чувства не подавляя и не унижая достоинства и свободы другого человека. Этому иногда приходиться учиться и нам, взрослым.

Медицинский психолог КДО ПДГ БУ «Лангепасская городская больница» Шорохова Е.В.


Возврат к списку



Электронная почта: Lhospital@gblangepas.ru
628672, Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Лангепас, ул.Ленина 13/1, помещение 1