Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
15.06.2020

Что такое наркотики?

Люди употребляют наркотики в течение тысячелетий, но наука занялась ими не так давно. Наркотиком по определению ВОЗ следует считать любое вещество, которое является предметом злоупотребления в других целях, кроме медицинских.

Наркотики- вещества, включенные постоянно действующим Комитетом по Контролю за Наркотиками (ПККН) Российской Федерации в «Список наркотичес­ких средств», и имеет статус официального документа.

В настоящее время к наркотикам относят различные вещества, соответствующие следующим критериям:

— способность вызывать специфическое изменение психического состояния человека;

— способность вызывать наркотическую зависимость, то есть желание снова и снова использовать нар­котик;

— существенный вред, приносимый психическому или/или фи­зическому здоровью чело­века, употребляющего их;

— потребление указанного вещества не должно быть общепринятым в данной культурной среде (иначе в первую очередь необходимо было бы отнести к наркотикам табак и алкоголь).

Наркоманией называется группа заболеваний, которая проявляется влечением к постоянному приёму наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема.

Наркоманом считают человека, состояние которого соответствующих нескольким из следующих условий:

1.      В связи с часто повторяемым приемом у наркоманов возникает состояние периодической или постоянной интоксикации, представляющее вред и опасность для него самого и окружающих.

2.      Наркоман постоянно повышает дозу вещества для получения желаемого наркотического эффекта.

3.      Наблюдается выраженная психическая и физическая зависимость, что проявляется в непреодолимом влечении к наркотику.

4.      Непреодолимое влечение к наркотику вынуждает наркомана добиваться его приобретения любыми способами.

Таким образом к наркомании относятся только те случаи не медицинского потребления веществ или лекарственных средств, которые в установленном порядке отнесены к наркотическим средствам. Если вещество не отнесено к наркотическим, применяется термин «токсикомании». Существуют различные формы наркомании в зависимости от применяемого вещества. Каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по- разному влияя на нервную систему.

Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами:

1.      Непреодолимое желание или потребность продолжать прием наркотиков и доставать их любыми способами.

2.      Стремление увеличивать дозы.

3.      Психическая и физическая зависимость от наркотиков, которые проявляются абстиненцией- состоянием болезни при отсутствии наркотика.

4.      Абстиненция появляется обычно через 12-48 часов и проявляется мучительными мышечными болями, нервным расстройством, тахикардией, поносом, слюнотечением, навязчивым желанием достать наркотик любой ценой.

Токсикомания - группа заболеваний, которая характеризуется зависимостью от веществ, юридически не признанными наркотическими, но которые могут вызывать зависимость. Такие, как: лаки, краски, лекарственные средства, и многое другое. Высокая токсичность определяет быстрое появление последствий и осложнений: психопатизацию, агрессивность, антисоциальное поведение, а также снижение интеллекта и памяти вплоть до слабоумия.

c287353f4fdb7d5c209ed7f5151613ad.jpg


Клиника наркомании

Три признака отличает наркомана от здорового человека:

1.      Повышенная переносимость ПАВ, то есть дозы наркотиков в десятки и сотни раз превышают официально рекомендованные в медицине.

2.      Психическая зависимость, когда наркотик вызывает чувство удовлетворения и психического подъема.

3.      Физическая зависимость – состояние характеризуется грубыми физическими расстройствами, когда прекращается прием наркотического вещества. Привыкание – состояние адаптации организму к наркотику.

Пристрастие – непреодолимое влечение к приему наркотиков.

 

Факторы риска:

1.      Неполная семья (относительный фактор).

2.      Слабохарактерный отец, или отец, злоупотребляющий алкоголем.

3.      Подавляющая или попустительствующая мать.

4.      Противоречивое воспитание или непоследовательное поведение родителей.

5.      Конфликтность между родителями.

6.      Нереальные стремления по отношению к детям.

7.      Психологические факторы:

-особенности характера: импульсивный тип характера, неустойчивый тип личности, не приспособленный к реалиям окружающего мира, склонность к пассивности, инфантильность, плохая переносимость психотравмирующих факторов.

993b65571e3bfc0aaabd4144beea29c5.jpg

 

Можно ли противостоять наркотикам?

Прежде всего, это должна быть борьба за полноценную для самой личности жизнь. Человек должен принимать себя таким, какой он есть. Видеть и ценить богатство окружаю­щего мира, адекватно относиться к возникающим пробле­мам, уметь их решать. Понимая личностные особенности своего ребёнка, вы можете вывести его из зоны риска.

Неуверенным и закомплексован­ным нужно создавать ситуацию успеха, не скупиться на похвалы. Глав­ное при этом, чтобы успех был настоящим (хотя и минимальным), а похвалы имели под собой реальное основание. Иначе ребёнок, почувствовав фальшь, замкнёт­ся, и результат будет прямо противопо­ложным. Помогите ему убедиться, что со многими делами он справляется не хуже, если не лучше, чем другие.

Тех, кто, обладая большими возмож­ностями, легко скользит по жизни от удовольствия к удовольствию, постарай­тесь поставить лицом к лицу с серьёз­ной проблемой. Заинтересовать их лег­ко. Гораздо труднее добиться, чтобы нача­тое дело было доведено до конца. Попы­тайтесь пробудить их самолюбие, усом­нившись в их способности справиться с предложенной задачей. Интерес к делу быстро угасает, но желание быть на высоте может сослужить хорошую службу. Работа, на которую затрачено много сил, приводит совсем к иному результату, чем обычная для таких людей «халтура».

Людей, склонных к депрессии и испытывающих постоянный дис­комфорт, нужно научить облегчать своё состояние. Помогут: быстрая музы­ка, танцы, прогулки на свежем воздухе, энергичная физическая работа. Способ избавляться от дискомфортного состояния должен быть индивидуальным, но помочь найти его ребёнку должны взрослые. Кому-то можно рекомендовать аутотренинг, дру­гие специальные системы саморегуля­ции.

Если подросток постоянно идёт на поводу у других людей, то стоит внимательно присмотреться, в какой компании он вращается. Если возникают серьёзные опасения - как можно быс­трее постарайтесь изменить жизнь подростка, чтобы он естественно и незаметно отошёл от этой компании.

Конечно, лучшая защита для ребёнка, подростка, как и для взрослого, - любовь близких. Пригла­шайте в гости друзей ваших детей. Посе­щайте кружки, в которых они занимают­ся, спортивные секции, ходите вместе в походы, найдите какое-то общее дело. Разговаривайте, терпеливо выслуши­вайте и, даже если встречаете в ответ настороженность, скрытность или агрес­сивность, попытайтесь не осудить, а помочь, поддержать. Если человеку дать возможность почувствовать себя счастливым и нужным, если отно­ситься к его жизни со вниманием, он никогда не прибегнет к наркотикам.

 

Законодательство 

В законе РФ «О наркотических средствах и психотропных препаратах», который вступил в силу 15 апреля 1988года сказано, что употребление наркотических средств без назначения врача, не есть личное дело, Признаётся, что право общества на нормальную жизнь выше права наркомана на удовольствие. Он однозначно запрещает потребление нар­котических средств или психотропных веществ без назна­чения врача, так как употребление наркотиков — не личное дело человека. Употребляющий наркотики, во-первых, наносит вред своему здоровью, во-вторых, ак­тивно вовлекает в наркооборот новых потребителей, воль­но или невольно создает вокруг себя криминальную среду. По экспертным оценкам, каждый наркоман от начала своей болезни до смерти при­общает к наркотикам от 5 до 15 и более человек. Наконец, наркотики почти всегда тянут за собой СПИД, гепатит и другие страшные болезни и как финал — смерть.

    

Вероятные признаки употребления наркотиков

Пожалуй, это один из самых важных вопросов для роди­телей и учителей.

В литературе опи­саны две основные группы таких признаков — поведен­ческие и физиологические.

Поведенческие признаки употребления наркотиков:

1) Нарастающая скрытность ребенка. Часто она сопро­вождается учащением и увеличением времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье или за уроками.

2) Возможно, ребенок все позже ложится спать, и все дольше залеживается в постели утром. У него появляется сонливость или, наоборот, бессонница.

3) Падает интерес к учебе или к привычным увлече­ниям и хобби, может быть, прогулы школьных занятий.

4) Ухудшение памяти и внимания, вследствие чего неизбежно снижается успеваемость.

5) Увеличиваются финансовые запросы, и моло­дой человек активно ищет пути их удовлетворения, вып­рашивая деньги во все возрастающих количествах, начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи дома — это очень тревожный признак.

6) Появляются новые подозрительные друзья или по­ведение старых приятелей становится подозрительным. Раз­говоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.

7) Обращает на себя внимание появление неопрятнос­ти во внешнем виде, склонность к прослушиванию спе­цифической музыки.

8) Настроение ребенка — это очень важный признак — меняется по непонятным причинам, очень быстро и часто не соответствует ситуации; раздражительность в спо­койной ситуации или, наоборот, добродушие во время скандала. Крайне болезненная реакция на критику.

9) Ребенок становится изворотливым, лживым, ухо­дит от ответов на прямые вопросы.

10) Следы инъекций (т.е. уко­лов) по ходу вен на руках. Насторожить может и тот факт, что ребенок стал носить одежду только с длинными рука­вами — независимо от погоды и обстановки.

Кстати, инъекции наркоманы могут делать себе не только в вены рук. И если Вы подозреваете, что ребенок «колется» и скрывает следы уколов, то, чтобы обнару­жить их, лучше всего поступить так: завести его в отдель­ную комнату, задернуть шторы, закрыть дверь, включить свет поярче и заставить полностью раздеться. А затем ос­мотреть его спереди и сзади с заведенными за голову ру­ками. Не забудьте проверить кожу головы, скрытую под волосами.

При ингаляции (вдыхании наркотиков через нос) сле­дов уколов вообще не будет, значит, надо ориентироваться на другие специфические признаки.

К физиологическим признакам употребления наркотиков относятся:

1) Бледность или покраснение кожи, синие круги под глазами.

2) Расширенные или суженные зрачки.

3) Покрасневшие или мутные глаза; «туповатое» выражение лица.

4) несвязная, замедленная или ускоренная речь.

5) Потеря аппетита, похудение; а иногда — чрезмер­ное употребление пищи.

6) Хронический кашель.

7) Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).

8) Резкие скачки артериального давления.

9) расстройство желудочно-кишечного тракта (поносы, запоры).

Может быть, Вам случайно доведется заметить у ребенка шприц, какую-нибудь сушеную траву, непо­нятный порошок, таблетки или марки, которые не очень похожи на почтовые, бумажки, а иногда и денежные ку­пюры, свернутые в трубочки, закопченные ложки, пузырь­ки, капсулы, жестяные банки, пачки лекарств снотвор­ного или успокоительного действия. Не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это для уроков химии (или биологии) в школе, что «это принадлежит другу» и т.п.

Наркогенная карьера нередко начинается в подростковом возрасте — в 15-16 лет. Традиционными средствами здесь являются — для начала — анаша, мари­хуана, иногда идет в ход и бытовая химия.

unnamed.jpg

 

Тактика поведения 

В случае появления в поведении Вашего ребенка при­знаков, дающих основание заподозрить употребление наркотиков, прежде все­го, не впадайте в панику, не показывайте ребенку чрез­мерного волнения. И не тяните время, не стесняйтесь обратиться за по­мощью к специалистам-наркологам. Не считайте, что Вы можете испортить жизнь своего ребенка, обратившись к врачу. Помните, чем раньше Вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что помощь будет эффективна. Ни в коем случае не прибегайте к, помощи экстрасенсов, магов и др. темных сил. Их вмешательство в наркосферу еще нигде не было плодотворным. Советовать насчет более конкретных правил поведе­ния с наркоманом-ребенком очень трудно


Способы профилактики 

Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков.

Советы и рекомендации подростку, разработанные НИИ возраст­ной физиологии Российской Академии образования (РАО), по поводу того, как вести себя, если знакомые (тем более — незнакомые) предложат попробовать наркотики. Вот, к примеру, такие ситуа­ции.

— Знакомые ребята ведут разговор о приятном состо­янии, о «блаженстве» после употребления наркотиков и утверждают, что это безвредно.

— Подростку внушается мысль, что наркотики помо­гают преодолевать жизненные трудности.

— Опытные и старшие по возрасту ребята спекулиру­ют на желании подростка выглядеть мужественным, убеж­дая, что без наркотиков ему не закалить силу воли и твер­дость характера.

— Молодым людям, да и подросткам, предлагается принимать наркотики якобы для улучшения сексуальных способностей.

Специалисты подсказывают, как подросток может за­щитить себя в случае, если ему предложено попробовать нар­котики.

— Натуры более сильные (надо учиться способности объективно оценивать свои личностные качества) могут

сказать жесткое «нет», открыто подчеркнуть, что отказы­ваются из принципа, так как заботятся о своей внешнос­ти и физической форме.

— Натуры более слабые могут сослаться на плохое са­мочувствие в данный конкретный момент или отговориться страхом перед наказанием родителей, неприятностями в школе.

— Лучший способ защиты — нападение. Пусть под­росток спросит, выяснит, почему тот, кто предлагает наркотики, сам их не употребляет. А если употребля­ет, то, как часто и как долго он может без них обхо­диться.

Некоторые варианты отказа:

1. Скажи тем, кто тебе предлагает, поче­му не хочешь принимать наркотик: «Я знаю, что это опас­но для меня». «Я уже пробовал, и это мне не понравилось».

2. Ты не должен объяснять всем свои причины: «Не хочу и все».

3. Имей какое-нибудь дело. Если ты занят, это уже бу­дет причиной отказа от наркотиков. Даже если ты ска­жешь, что всего-навсего собираешься пойти поесть, то это уже возможность избежать ситуации, когда ты под «нажимом».

5. Избегай ситуаций, где могут предложить наркотики.

6. Дружи с теми, кто не употребляет наркотики. Твои настоящие друзья не будут заставлять тебя принимать нар­котики, пить спиртное, и не будут делать этого сами.

 

В семье

-Старайтесь все делать вместе.

Важно иметь общие интересы. Как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы дать им альтерна­тиву, если вдруг им предстоит выбор, где одним из пред­ложенных вариантов будет наркотик. Речь идет о формировании семейных традиций совме­стного проведения свободного времени.

-Создайте определенные правила и ограничения, которые в семье должны быть из­начально и, конечно, распространяться на режим жизни ребенка, меняясь с его возрастом. Например, приходить домой не позднее строго определенного родителями вре­мени: прийти засветло, в 9 вечера, в 10. Еще одно полезное се­мейное правило — звонить, если задерживаешься. Ему должны следовать и дети, и взрослые, и чем старше становятся дети, тем труднее эти тради­ции создавать.

-Очень важно помочь ребенку научиться самостоятель­но мыслить. Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений, чтобы ребенок не копировал слепо модель поведения, избранную сверстниками, не принимал на веру все то, что они утверждают в разговоре или споре как истину, даже если это утверждение принадлежит к «во­жакам».

Если Вы замечаете, что в оценках событий и фактов и в первую очередь проблемы наркомании позиция ребенка начинает за­метно отклоняться от сформированной Вами, попытайтесь тактично выяснить степень убеж­денности ребенка в этих новых оценках и суждениях. Но ни в коем случае не «в лоб»: «Ты что, стал принимать наркотики?».

-Рассказывайте им о себе. Детям часто трудно представить, что вы тоже были молодыми. Не бойтесь го­ворить ребенку о своем детстве, молодости, о тех ошиб­ках, которые сами совершали. Если вы можете поделиться с ребенком своими неудачами, про­блемами, он легче увидит в вас не только родителя, но и друга, с которым и он может поделиться.

 

Приучите себя и своего ребенка, что проблемы можно и нужно обсуждать


 

Статью подготовил 

врач психиатр-нарколог 

Загитов Р.Г.


Возврат к списку