Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Школьные страхи» и как с ними справляться родителям и детям

09.10.2020

Мы, взрослые, часто переживаем за здоровье наших детей, следим, чтобы не простыли, не заболели, вовремя поели и т.д., и это, конечно, правильно. Однако, такому фактору, как психическое здоровье ребёнка, уделяется меньше внимания, ведь родители часто ничего не знают о возрастных особенностях ребёнка, об естественных возрастных кризисах и связанных с ними переживаниях и допускают в воспитании своего чада ошибки, которые могут «самосвалом прокатиться» по судьбе и жизни растущего человека. Конечно, никто не застрахован от ошибок в воспитании, однако задача родителей – стараться формировать в детях такое качество личности, как стрессоустойчивость и способность преодолевать негативные эмоции и трудности.   Как это делать без вреда для ребёнка поможет вам повышение своей психологической компетентности через чтение качественных книг по воспитанию и развитию детей, а также визит к детскому психологу.

А сегодня мы поговорим о таком стрессовом явлении, как «школьные страхи» и какие возможные родительские ошибки мы совершаем.

Чего чаще всего боятся школьники?

- не оправдать родительские ожидания

- не справиться с домашним заданием

- быть высмеянным

В формировании «школьных» страхов очень многое зависит от того, как вы реагируете на недостаточно хорошие оценки сына или дочки. Конечно, мы не призывает радоваться двойкам или тройкам, но гораздо эффективнее не просто ругать ребёнка за плохие отметки, а поговорить о том, что можно сделать для исправления ситуации.

Измените схему разговора с вернувшимся из школы ребёнком. Не задавайте наболевший вопрос об оценках в первую очередь, поинтересуйтесь, как прошел школьный день, что ребёнок узнал нового, чему научился.

Очень важно, чтобы ваше общение с ребёнком не ограничивалось приготовлением уроков и обсуждением школьных отметок, жизнь – это больше чем учеба в школе! Чем больше жизненных сфер будет охватывать ваше взаимодействие с ребёнком, тем больше точек опоры у него появится, тем меньше ваш сын или дочка будут бояться потерять ваше расположение из-за неприятностей с учебой.

Страх не справиться с домашним заданием очень коварный. Почему? Ребёнок вряд ли скажет «»Я боюсь», вы скорее услышите – «Я не буду», «Я не хочу». Испытывая подсознательный страх перед возможной неудачей ребенок просто отказывается совершать какие бы то действия, предпринимать какие либо усилия. Взрослые часто трактуют такое поведение как проявление лени. За этим поведением скрывается выученная беспомощность – это состояние, возникающее у ребёнка или у взрослого (и даже у животных) после более или менее длительного негативного воздействия, избежать которого не удается. Такое поведение связано с тем, испытывающий страх неудачи ребёнок пытается сберечь свою самооценку от болезненных ударов.

Ещё очень важно не сравнивать ребёнка, испытывающего страх не справиться с заданием и беспомощность с другими детьми. Сравнивайте ребёнка только лишь с самим собой, подчеркивайте улучшение сегодняшнего результата по сравнению с вчерашним, даже если это улучшение совсем - совсем небольшое. Желание справляться с трудностями формируется из маленьких побед, успеха и конечно одобрения близких.

Итак, чтобы помочь ребёнку справиться с состоянием выученной беспомощности, помните о том, что необходимо:

- поощрять, развивать и укреплять интересы вашего сына или дочки

- не стоит упрекать ребёнка в лени

Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми, только с самим собой.

Чем ближе подростковый возраст, тем более важным для вашего сына или дочки общение со своими сверстниками. К сожалению, нравы в детском коллективе царят порой очень жестокие. Если ребёнок чем - то отличается от своих сверстников, то велика вероятность того что над ним начнут смеяться и издеваться. Это порождает замкнутый круг – чем больше страха и обиды демонстрирует жертва, тем интереснее и увлекательнее над ней издеваться обидчикам.    Нетрудно догадаться, что подобный страх связан с заниженной самооценкой ребёнка, его неуверенностью в себе. Насмешки окружающих ранят гораздо больнее, если где- то в глубине души мы чувствуем их справедливость. Напротив, абсолютно уверенному в себе человеку гораздо легче не обращать внимания на критические замечания окружающих.

Часто родители полагают, что самый эффективный способ помочь ребёнку, который боится насмешек со стороны сверстников – это сделать так, чтобы ребёнок больше не общался с теми детьми, которые над ним издевались. Может показаться, что если перевести сына или дочь в другую школу, как все проблемы, окажутся волшебным образом решены. Как показывает опыт, такое волшебное средство не всегда оказывается действенным. Менять нужно не школу, а поведение ребёнка, отношение его к окружающим людям. Представьте себя на месте ребенка, который боится, что все окружающие непременно будут плохо к нему относится. Понятно, что такой ребёнок будет крайне болезненно реагировать на любые, абсолютно безобидные поступки окружающих. Самая невинная шутка вызывает реакцию – «Меня хотели обидеть», случайное столкновение в коридоре – «меня специально ударили». Очень часто страх быть высмеянным существует вместе с другими чувствами – гневом, обидой, раздражением. Поэтому нам взрослым нужно помочь ребёнку выразить эти чувства в безопасной форме. Тогда, становиться легче следовать совету «тебя дразнят, а ты не обращай внимания». Это действительно хороший совет. Дразнить интересно, если жертва обижается, плачет или ещё как то реагирует. Проблема в том, что трудно оставаться безучастным, когда кто-то выводит из себя. Можно предложить ребёнку нарисовать портреты обидчиков, а потом разорвать их. Можно рассказать о своем опыте из школьного детства, когда вы сами, попадали в такую ситуацию, и как вам было неприятно и как вы вышли из этой ситуации. Можно предложить ребёнку придумать как можно больше способов реагирования на ситуацию обзывания, даже самых фантастических, главное, чтобы способов было как можно больше, это поможет справиться вашему сыну или дочке с ощущением беспомощности.

Еще одно направление помощи детям, проживающим страх быть высмеянным – обучение их навыкам эффективного общения. Необходимо разбирать различные жизненные ситуации и обсуждать - как поступили их герои, почему они так сделали, к чему это привело, и как надо было поступить. Материалом для обсуждений могут стать книги, кинофильмы, ситуации из жизни знакомых. Очень важно чтобы ваш сын или дочка учились принимать на себя ответственность за то, что происходит в их межличностных отношениях, так как ребёнок уже видит, как от его действий зависит отношение к нему окружающих, а это значительно уменьшает тревогу и страхи.

 

Медицинский психолог

Шорохова Е.В.

 


Возврат к списку